Озарение Пифагора

Пифагор - это едва ли не самая известная личность в истории науки. Это имя известно каждому человеку, изучавшему геометрию и знакомого с "Теоремой Пифагора", едва ли не самой известной теоремой геометрии.

Знаменитый философ и ученый, религиозный и этический реформатор, влиятельный политик, полубог в глазах своих учеников и шарлатан, по отзывам некоторых из его современников, - таковы отображения Пифагора в античной литературе. Об исключительной популярности Пифагора уже при жизни свидетельствуют монеты с его изображением, выпущенные в 430-420 гг. до н.э. Для 5-го века до н.э. это случай беспрецедентный! Пифагор первым из греческих философов удостоился специально посвященного ему сочинения.

Пифагор

Всемирно известна его научная школа, которую он организовал в Кротоне, греческой колонии на севере Италии. Школа Пифагора, или, как ее еще называют, "Пифагорейский союз", была одновременно и философской школой, и политической партией, и религиозным братством. Статут "Пифагорейского союза" был очень суровым. Каждый, кто вступал в него, отказывался от личной собственности в пользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять мясной пищи, беречь тайну учения своего учителя. Членам школы запрещалось обучать других за вознаграждение".

Философия пифагорейцев и их моральные принципы хорошо выражены в следующем поэтическом произведении:

"Золотые стихи" пифагорейцев

Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Ибо возможность близка к воплощенью в людских отношеньях.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.

Пусть, что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
Ты ж свою долю, какая досталась, неси без роптаний.
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.

Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать, подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
То лишь ты делать решайся, о чем сожалеть сам не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и в напитках
И упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.
В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Сладкому сну усталые очи не дай смежить прежде,
Чем ты обсудишь дневные дела свои, так вопрошая:
Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга?
Первым начавши, припомни ты все по порядку, а после,
Коль дела дурны,- о них сокрушайся, добрым же рад будь.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.

Именем клятву даю открывшего нам четверицу,
Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончаньи. Помни,
Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен
Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.

Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставьте, что я указал в очищенье
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знаньем - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.

Учение Пифагора и его учеников касалось гармонии, геометрии, теории чисел, астрономии и т.д. Но сами пифагорейцы более всего ценили результаты, полученные в теории гармонии, ибо они подтверждали их идею, что "числа определяют все". Некоторые древние ученые уверяют, что понятие о золотом сечении Пифагор позаимствовал у вавилонян.

Многие великие математические открытия приписывают Пифагору не совсем заслуженно. Например, знаменитая "теорема квадратов" ("теорема Пифагора"), задающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника, была известна египтянам, вавилонянам и китайцам задолго до Пифагора.

Однако главным математическим открытием пифагорейцев считается открытие "несоизмеримых отрезков". Исследуя отношение диагонали к стороне квадрата, пифагорейцы доказали, что это отношение не может быть выражено в виде отношения двух натуральных чисел, то есть является "иррациональным". Это открытие вызвало первый кризис в истории математики. Кроме того, пифагорейское учение о целочисленной основе всего существующего после этого нельзя было признать истинным. Поэтому пифагорейцы пытались сохранить свое открытие в тайне и создали легенду о гибели Гиппаса Мессопотамского, который осмелился разгласить это открытие.

Пифагору приписывают также ряд других геометрических открытий, а именно: теорему о сумме внутренних углов треугольника; задачу о делении плоскости на правильные многоугольники (треугольники, квадраты и шестиугольники). Существует мнение, что именно Пифагор построил "космические" фигуры, т.е. пять правильных многогранников.

В чем же причина столь большой популярности Пифагора уже при его жизни? Ответ на этот вопрос дают некоторые интересные факты из его биографии, помещенные в "Биографическом словаре деятелей в области математики" (авторы А.И Бородин и А.С. Бугай, 1979 г.). В статье, посвященной Пифагору, отмечается, что "по преданию, Пифагор, чтобы ознакомиться с мудростью восточных ученых, выехал в Египет и как-будто прожил там 22 года. Хорошо овладев всеми науками египтян, в том числе и математикой, он переехал в Вавилон, где прожил 12 лет и ознакомился с научными знаниями вавилонских жрецов. Предания приписывают Пифагору посещение и Индии. Это очень вероятно, так как Иония и Индия тогда имели торговые связи. Возвратившись на родину (ок. 530 до н.э.) Пифагор попытался организовать свою философскую школу. Однако по неизвестным причинам он вскоре оставляет Самос и селится в Кротоне (греческая колония на севере Италии). Здесь Пифагору удалось организовать свою школу, которая действовала почти тридцать лет".

То, что Пифагор, действительно, пробыл долгое время в Египте и получил там ранг "посвященного" в тайны Египетской науки, подтверждается и другими источниками. Например, в книге Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" (1992 г.) в главе "Мистическое христианство" при описании истории Иисуса утверждается, что "Иисус, без сомнений, был посвящен в том же самом храме Мельхизедека, где за шесть веков до этого был посвящен Пифагор".

Таким образом, выдающаяся роль Пифагора в развитии греческой науки состоит в выполнении исторической миссии в передаче знаний египетских и вавилонских жрецов в культуру Древней Греции. Именно благодаря Пифагору, который был, без всякого сомнения, одним из наиболее образованных мыслителей своего времени, греческая наука получила огромный объем знаний в области философии, математики и естественных наук, которые, попав в благоприятную среду древнегреческой культуры, способствовали ее бурному развитию и приумножению.

Развивая идею об исторической роли Пифагора в развитии греческой науки, Игорь Шмелев в своей брошюре "Феномен Древнего Египта" пишет следующее:

"Известное всему миру имя кротонский учитель получил после обряда посвящения. Это имя составлено из двух половин и означает "прозревающий гармонию", ибо пифии в Древней Греции были жрицами-прорицательницами, а Гор в Древнем Египте олицетворял гармонию. Так на закате цивилизации древнеегипетские жрецы, передавая сокровенные знания представителю набирающей силу цивилизации, символически скрепляли в одном лице союз мужского и женского начал - оплот гармонии".